От автора Концепция обеспечения государственных гарантий качества лекарственных средств, поступающих в обращение здравоохранения и ветеринарной службы Российской Федерации в определенной степени нашла свое отражение во многих Федеральных законах и, прежде всего, в Федеральном законе № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который был утвержден Президентом Российской Федерации 12 апреля 2010 г. и продолжает дорабатываться до сегодняшнего дня.
К большому сожалению, затянувшийся период поиска оптимальных направлений создания на территории России эффективного здравоохранения, как важнейшей составной части обеспечения высокой продолжительности жизни всех категорий граждан во всех ее регионах, главным образом обусловлен несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы по созданию современной системы лекарственного обеспечения, основу которой должно составлять проведение приборного контроля биологических характеристик качества, эффективности и безопасности исходных субстанций и изготовленных на их основе лекарственных препаратов.
Вместе с тем, наши предложения по внедрению самых современных методов логистики поставок, документального приборного контроля биологических характеристик качества лекарственных средств и температурного мониторинга соблюдения оптимально безопасных режимов их хранения и транспортирования от момента приемки и до использования по назначению пока не находят должного понимания, оценки и поддержки со стороны руководства Минздрава РФ и федеральных служб надзора.
Предлагаемая нами концепция позволит: - обеспечить реальное выполнение требований ФЗ № 61-ФЗ (пункт 2 статьи 1) о приоритете государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств;
- впервые в мировой практике обеспечить потребителей документально подтвержденной информацией не о рекламном, а о реальном качестве лекарственных средств перед их применением по назначению, что в полной мере соответствует требованиям ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- обеспечить выпуск лекарственных средств гарантированно высокого качества за счет внедрения государственной приемки исходных субстанций и лекарств, приобретаемых для здравоохранения и ветеринарии;
- кардинально решить проблему контрафактности лекарственных средств, поступающих и находящихся в обращении;
- избежать необоснованных затрат на приобретение лекарственных средств несоответствующего качества, эффективности, безопасности и утилизации заведомо пригодных для применения лекарств;
- упростить государственную регистрацию находящихся и вновь поступающих в обращение лекарственных средств.
Предлагаемая концепция должна послужить основанием для разработки «Регламента логистики Холодовой цепи поставок и контроля качества лекарственных средств», как Приложения к Федеральному закону № 61-ФЗ с возможным последующим его внедрением не только в Российской Федерации, но и в системах межгосударственных поставок термолабильной продукции медицинского и социального назначения государств содружества – БРИКС, ШОС, ЕАЭС и др.
В последние годы в России и государствах содружества ведется целенаправленная работа по внедрению в фармацевтическую промышленность надлежащих правил производства (GMP) и дистрибуции (GDP), без чего национальные производители лекарственных средств, практически, лишаются права реализации своей продукции на рынках ВТО. К большому сожалению, внедряемые правила не содержит важнейших требований, выполнение которых позволит разрешить проблемы обеспечения гарантий качества лекарственных средств, их контрафактности и фальсификации.
На наш взгляд, такими требованиями являются:
- обязательное применение приборного контроля по определению значений биологических характеристик качества субстанций и лекарственных средств без чего предприятия, аттестованные по GMP, не могут подтвердить достоверность реального качества произведенной продукции;
- определение эталонных значений биологических характеристик качества и ресурса годности лекарственных средств с обязательным применением приборов экспресс-контроля;
- организация системы документального мониторинга соблюдения установленных температурно-временных режимов хранения и транспортирования лекарственных средств от изготовления до применения по назначению;
- внедрение государственной приемки лекарственных средств по качеству
- внедрение обязательной сертификации изделий медицинской техники, применяемых в логистике Холодовой цепи.
II. Термины и определения 1.
Лекарственное средство– это вещество или смесь веществ синтетического и/или природного происхождения в виде лекарственной формы (таблетка, капсула, раствор, мазь и т.п.), применяемое для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
2.
Государственная регистрация – это лабораторные и клинические исследования по определению эталонных максимальных и минимальных значений биологических характеристик качества, ресурса годности для применения, эффективности и безопасности лекарственных средств, внесенных в государственные реестры и инструкции по применению.
Все лекарственные средства подлежат обязательной государственной регистрации и перерегистрации. Сроки проведения плановой перерегистрации лекарственных средств определяются Федеральным законом и должны проводится не реже одного раза в пять лет. Сроки проведения внеплановой перерегистрации лекарственных средств определяются при выявлении нарушений качества при их производстве и/или при изменении технологии их производства.
3.
Государственная приемка лекарственных средств по качеству– это комплекс организационно-технических мероприятий по определению реальных значений биологических характеристик качества каждой серии лекарственных средств, приобретаемых у производителя, методом сравнения с аналогичными эталонными характеристиками, определенными в процессе государственной регистрации с использованием приборов экспресс-контроля качества.
4.
Качество лекарственных средств– это соответствие их биологических характеристик качества, эффективности и безопасности, определенных в процессе выходного производственного контроля и в любой точке логистики Холодовой цепи, аналогичным эталонным характеристикам, определенным в процессе их государственной регистрации.
5.
Классификация качества лекарственных средств. 5.1.
Эталонное качество лекарственного средства– это определенные в процессе государственной регистрации максимальное, промежуточные и минимальное предельно допустимое значения биологической характеристики качества лекарственного средства, включенное в государственный реестр и в инструкцию по его применению.
5.2.
Лекарственное средство гарантированного качества– это лекарственное средство биологические характеристики качества которого не хуже его эталонных значений.
5.3.
Лекарственное средство пригодное для применения– это лекарственное средство, реальные биологические характеристики качества которого не хуже его эталонного минимально предельно допустимого значения.
6.
Ресурс годности лекарственного средства– определенный, в соответствии с принятой методикой, интервал времени за который биологические характеристики качества лекарственного средства гарантированно будут не хуже своего минимально предельно допустимого значения.
7.
Термолабильность лекарственных средств – это их свойство терять исходное качество под воздействием природных факторов и, прежде всего, температуры окружающей среды.
8.
Классификация термолабильных лекарственных средств по устойчивости к воздействию температур окружающей среды. 8.1. Лекарственное средство, хранение и транспортирование которого требует использования низких температур – это лекарственное средство, хранение и транспортирование которого осуществляется в замороженном состоянии, а применение – как правило, при температурах выше 0°С и ниже +10°С.
8.2. Лекарственное средство не допускающие замораживания – это лекарственное средство, хранение, транспортирование и применение которого осуществляется при температурах выше 0°С.
8.3. Лекарственное средство не допускающее замораживания и перегрева – это лекарственное средство хранение, транспортирование и применение которого осуществляется при температурах от 0°С и не выше значений, определенных в процессе государственной регистрации и внесенных в инструкцию по их применению.
Срок годности термолабильных лекарственных средств, указываемый на упаковках, может быть признан достоверным только при наличии документального, в режиме календаря и реального времени, подтверждения соблюдения установленных для них температурно-временных значений при хранении и транспортировании, соответствующих определенным в процессе их государственной регистрации и внесенным в инструкции по применению.
9.
Холодовая цепь – это комплекс научно обоснованных и подтвержденных практикой организационно-технических мероприятий по обеспечению оптимально безопасных температурно-временных режимов хранения и транспортирования лекарственных средств в пределах которых гарантируется их пригодность для применения.
10.
Логистика Холодовой цепи поставок и контроля качества лекарственных средств– это комплекс научно обоснованных и подтвержденных практикой способов по сохранению качества лекарственных средств от воздействия природных и других факторов с момента их приемки по качеству до применения по назначению.
11.
Экспресс-контроль качества лекарственных средств– это приборный метод определения биологических характеристик качества лекарственных средств на этапах выходного производственного контроля, их государственной приемки по качеству, доставки и хранения на сладах и при выявлении негативных последствий их применения по назначению.
12.
Документальный температурный мониторинглекарственных средств – это организация непрерывного, достоверного, с применением медицинских терморегистраторов, документального, в режиме календаря и реального времени, мониторинга соблюдения температурно-временных режимов хранения и транспортирования лекарственных средств от момента государственной приемки по качеству до применения по назначению.
13.
Надлежащие правила производствалекарственных средств (GMP)могут считаться действительно надлежащими, если фармакопея их производства базируется на выполнении следующих условий:
- производители лекарственных средств располагают достоверной и документально подтвержденной информацией входного контроля биологических характеристик качества субстанций, определенных на основе применения приборов экспресс-контроля и документального температурного мониторинга;
- реальные значения биологических характеристик качества субстанций и лекарственных средств определяются методом сравнения значений биологических характеристик, полученных в процессе выходного производственного контроля с аналогичными характеристиками, определенными в процессе государственной регистрации;
- инструкции по применению лекарственных средств содержат информацию о ресурсе их годности, о значениях их биологических характеристик качества в зависимости от длительности и количественных значений воздействия температур окружающей среды, а также рекомендации по предупреждению возможных негативных последствий и оказанию необходимой медицинской помощи.
14.
Обязательная государственная сертификация эксплуатационных характеристик изделий медицинской техники, применяемых в логистике Холодовой цепи поставок и контроля качества– это проверка соответствия их эксплуатационно-технических характеристик требованиям утвержденных программ и методик и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения.
15.
Основные эксплуатационные характеристики изделий медицинской техники, подлежащие обязательной сертификации. 15.1. Медицинские термоконтейнеры:
- продолжительность хладо и тепловоздействия;
- скорость изменения температуры внутреннего объема пустого и с полным комплектом хладоэлементов на нормированные значения температур окружающей среды;
- максимальный полезный объем и минимальный вес;
- устойчивость к механическим воздействиям при транспортировании (удары и вибрации);
- санитарно-эпидемиологических материалов, используемых в их конструкции;
- удобство для переноски.
15.2. Медицинские приборы температурного мониторинга:
- точность регистрации температуры внутреннего объема (не хуже ± 0,5°С);
- наличие возможности проверки работоспособности перед применением;
- наличие индикации пороговых значений контролируемого диапазона температур;
- наличие возможности определения длительности нарушений контролируемого температурного диапазона;
- установка календаря и реального времени;
- считывание информации о зарегистрированных температурах без доступа к контролируемому объему;
- наличие возможности передачи зарегистрированной информации о соблюдении температурных режимов по цифровым каналам связи.
15.3. Стационарное холодильное оборудование и рефрижераторный транспорт:
- наличие принудительной циркуляции воздуха внутреннего объема;
- наличие возможности включения принудительной циркуляции воздуха внутреннего объема при открытии камеры;
- наличие приборов дистанционного мониторинга температуры внутреннего объема.
16.
Комплект обязательных документов на лекарственных средств должен содержать копию инструкции по применению,представляющую собой сводное описание химических, фармацевтических, фармакологических свойств лекарственного препарата, а также сведений о его клиническом применениис обязательным указанием значений эталонных биологических характеристик качества, реальных биологических характеристик качества, определенных при проведении государственной приемки по качеству и значения их ресурса годности.
17.
Комплект документов на медицинские изделия для Холодовой цепи: - инструкция по применению в соответствии с ГОСТ;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на изделие;
- регистрационное удостоверение;
- сертификата соответствия эксплуатационных характеристик.
III. Основные критерии обеспечения качества лекарственных средств в производстве и логистике Холодовой цепи. 1. Критерии оценки соответствия организации фармацевтическогопроизводства требованиям выпуска лекарственных средств гарантированного качества:
- наличие системы входного приборного контроля биологических характеристик качества субстанций, используемых в производстве лекарств;
- соблюдение надлежащих правил производства (GMP) в ходе производственного процесса выпуска лекарств;
- наличие выходного производственного контроля по определению реальных значений биологических характеристик качества изготовленных лекарств приборными методами путем сравнения с эталонными характеристиками качества, определёнными в процессе государственной регистрации.
2. Критерии эффективности внедрения государственной приемки по качеству:
- оценка реальных биологических характеристик качества принимаемых лекарственных средств в сравнении с эталонными;
- оценка соответствия ресурса годности требованиям государственного контракта и корректировка, при необходимости, цены принимаемых лекарственных средств;
- исключение использования несертифицированных изделий в логистике Холодовой цепи;
- подтверждение подлинности принимаемых лекарственных средств, исключающее их контрафактность.
3. Критерии эффективности организации Холодовой цепи:
- исключение возможности применения лекарственных средств, утративших свое качество;
- в максимальной степени снижение вероятности утраты ресурса годности лекарственных средств под воздействием факторов окружающей среды в ходе транспортирования и хранения за весь период, предшествовавший их применению и получение достоверной, документально подтвержденной информации о соблюдении установленных температурно-временных режимов, а также выявление временных участков и конкретных причин, повлекших за собой нарушения требований Холодовой цепи.
IV. Перечень основных мероприятий логистики поставок и контроля качества лекарственных средств. 1. Приведение законодательной и нормативно-правовой базы обращения лекарственных средств в соответствие с требованиями современной концепции Холодовой цепи.
2. Подготовка складских помещений и транспорта для доставки и размещения приобретаемых лекарственных средств.
3. Расчет потребности сертифицированных медицинских приборов экспресс-контроля качества, термоконтейнеров, приборов документального температурного мониторинга и объемов финансирования на их закупки.
4. Организация централизованных закупок лекарственных средств по утвержденным критериям сравнительной оценки значений биологических характеристик качества, эффективности, безопасности и оптимальной цене, соответствующей этим характеристикам.
5. Организация государственной приемки по качеству лекарственных средств на территории производителя.
6. Упаковка приобретаемых лекарственных средств в сертифицированные медицинские термоконтейнеры заказчика.
7. Организация местного и дистанционного документального температурного мониторинга с применением медицинских терморегистраторов.
8. Отгрузка упакованных лекарственных средств в адрес заказчиков с применением авиационного, автомобильного и/или железнодорожного рефрижераторного транспорта.
9. Приемка доставленных в пункты хранения лекарственных средств с оценкой их биологических характеристик качества и ресурса годности.
10. Применение медицинских термоконтейнеров с автоматической регулировкой температуры внутреннего объема для доставки лекарственных средств в труднодоступные и удаленные регионы страны.
V. Зоны ответственности за обеспечение мероприятий логистики и контроля качества лекарственных средств. 1. На Министерство здравоохранения РФ возлагается:
- разработка проектов документов законодательной и нормативно-правовой базы логистики и контроля качества лекарственных средств и изделий медицинской техники для использования в Холодовой цепи;
- централизованное планирование, проведение конкурсных торгов и закупка лекарственных средств и изделий медицинской техники по утвержденным критериям сравнительной оценки характеристик качества, эффективности и безопасности;
- государственная приемка по качеству субстанций и изготовленных на их основе лекарственных средств;
- организация доставки и хранение лекарственных средств и изделий медицинской техники.
2. На Росздравнадзор возлагается организация контроля за соблюдением требований нормативных документов, определяющих правила логистики и контроля качества при обороте лекарственных средств и изделий медицинской техники.
Более подробную информацию по рассматриваемой проблеме можно получить из следующих публикаций:
- Краткое содержание Концепции «Логистика поставок и контроль качества термолабильных лекарственных средств в Холодовой цепи».
- Доклад Ушакова А.И. на Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в медицинской, фармацевтической, ветеринарной и экологической микробиологии» (г. Санкт-Петербург, 30 – 31 марта 2017 г.).
- Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в медицинской, фармацевтической, ветеринарной и экологической микробиологии» (г. Санкт-Петербург, 30 – 31 марта 2017 г.).
- Отзыв Первого проректора Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины от 17.05.2017 г.
- Отзыв Первого проректора Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины от 07.02.2018 г.
- Отзыв ФГБОУ ВО Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова от 12.02.2018 г.
- Доклад Ушакова А.И. на Всероссийской научно-практической конференции «Микробиология: от микроскопа до геномного анализа» (г. Санкт-Петербург, 17 – 18 мая 2018 г.).
- Комментарий к докладу Ушакова А.И. на Всероссийской научно-практической конференции «Микробиология: от микроскопа до геномного анализа» (г. Санкт-Петербург, 17 – 18 мая 2018 г.).
- Письмо заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации от 20.03.2018 г. № 23-03/18.
- Ответ директора департамента Минздрава РФ от 23.04.2018 г. № 2034052/25-4.
- Письмо директору департамента Минздрава России от 10.05.2018 г. № 36-05/18.
- GR-журналы «ТЕТ-а-ТЕТ С ВЛАСТЬЮ» за май и декабрь 2017 г.
С уважением,
Основатель и научный руководитель А.И. Ушаков
компании малого бизнеса ООО «Термо-Конт МК»,
председатель Комитета по контролю качества
НП ОЦДС БРИКС в логистике Холодовой цепи поставок
лекарственных средств, член международной Ассоциации
парентеральных препаратов (США),
почетный профессор Современной гуманитарной академии
(контактный телефон +7(985)233-46-58)